Духовное развитие

  


Смирнов Юрий Григорьевич


доклад на форуме "Наследники победителей"

секция "Дошкольное образование"

ПГСГА

23.05.2015 г.


ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-ОБОГАЩЁННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ



DSC_2457.JPGПятнадцатилетний опыт попыток внедрения духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении, пятилетний из них - в детском саду «Жемчужинка», ставит меня перед актуальностью более основательного осмысления основополагающих принципов формирования духовно-обогащённого образовательного пространства в доу.

Маленький ребёнок познаёт не отвлечённо, а жизненно, не абстрактно, а конкретно, не столько рассудочно, сколько интуитивно. Он впитывает знания и ценности из окружающего мира через: 1) органы чувств, 2) через деятельность, 3) через взаимоотношения. Поскольку через органы чувств – важна наглядность. Поскольку через деятельность – важно участие в процессе. Поскольку через взаимоотношения – важна атмосфера принятия. Эти три аспекта, с нашей точки зрения, и являются решающими в наполнении пространства дошкольного учреждения духовно-нравственными смыслами.

  • 1. Пространство помещения и территории.

В этом отношении нашему детскому саду «Жемчужинка» повезло: мы находимся в дубовой роще прямо на территории храма. Дети видят вековые «шишкинские» дубы, слышат пение соловьёв и других необычных для города птиц. Дети видят храм, слышат колокольный звон. Они вместе с воспитателем приходят в храм, видят батюшку в облачении, видят святые лики икон, видят горящие свечи, видят молящихся людей, слышат церковные песнопения, вдыхают запах ладана, крестятся, кланяются, прикладываются к иконе, причащаются. Для ребёнка важно увидеть, услышать, потрогать, вкусить, сделать, поучаствовать! Для них храм уже не будет местом далёким, холодным, чужим, странным. Наоборот, это будет местом родным и близким, хотя бы уже потому, что это связано с их детством. Даже если они сразу и не найдут свою дорогу к Храму, но взрослея, как и все люди с годами, они будут всё более тянуться, возвращаться к корням, к истокам, к своему детству. А там, в детстве, лик Христа глядящий на них с любовью. Так родина и Христос соединяться в их жизни... Почему бы не возить детей хотя бы иногда на экскурсию в храм?

Даже если детский сад находится далеко от храма, мы всё равно можем пространство, в котором ежедневно живут дети наполнить духовно-нравственными смыслами. Например, можно оформить небольшой «красный угол», создать небольшой иконостас, пусть даже это только одна иконка Троицы, или Спасителя, или Богородицы в группе, или в спальне. Можно использовать также и другие элементы оформления группы, особенно, перед большими церковными праздниками. Большой простор для использования наглядных пособий непосредственно во время проведения занятия по основам православной культуры. Причём, говоря о наглядности, мы имеем ввиду не только визуальный ряд, но и аудио сопровождение, а также, по возможности, включение в образовательный процесс всех органов чувств ребёнка. С этим, я думаю, при желании мы справимся.

  • 2. «Пространство» деятельности.

Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность, то мы можем помочь детям наполнить игру нравственным смыслом. В процессе игры ребёнок осваивает не только мир вещей, своё тело и основы коммуникации, но и нравственные ценности. И педагог может мудро направить ребёнка к этому. Дети любят играть, а педагог может ненавязчиво «подсказать» ребёнку нравственно-ориентированную мотивацию игровой деятельности. В игре ребёнок может учиться заботиться о ближнем, уважать родителей, помогать, спасать, защищать, прощать, ценить ближнего, творить добро, совершать подвиг.

Также и трудовая деятельность, которая для ребёнка ещё неотделима от игры и вырастает из игры, может иметь нравственное наполнение: убрать за собой игрушки, помочь накрыть столы перед едой, ухаживать за комнатными растениями, кормить питомцев зооуголка, участвовать в совместной посадке деревца или цветов на прилегающей территории, помогать младшим по возрасту – всё это не скучные обязанности, а акты имеющие высокое нравственное насыщение. Эту нравственную «заряженность», нравственный вектор простых, повседневных деяний и задаёт педагог. Конечно, здесь нужно избегать занудного морализаторства. Трудовая деятельность ребёнка сохраняет естественный игровой характер, и среди этой трудовой игры постепенно формируется духовно-нравственная мотивация.

  • 3. «Пространство» взаимоотношений.

Но есть более глубокие и трудные аспекты создания духовно-нравственного пространства в дошкольном образовательном учреждении. Говоря о духовно-нравственном пространстве, мы имеем ввиду не только пространство в буквальном смысле (пространство помещений или пространство прилегающей территории), или «пространство» деятельности. Мы говорим и о «пространстве» взаимоотношений. Взаимоотношения создают ту среду, атмосферу которую «вдыхает» ребёнок, в которой развивается его личность. Через погружённость во взаимоотношения ребёнок впитывает нравственные ценности или отсутствие таковых. Дети чувствуют и отношение воспитателя к себе, и отношение воспитателя к другим детям, и отношение между взрослыми, и отношение взрослого к труду и творчеству, и отношение его к природе, к родине, к Богу. Мы более или менее, но всё-таки научились строить образовательно-воспитательный процесс через игру. Но, с моей точки зрения, на методологической периферии оказалась прописная и очевидная истина: у ребёнка есть не только ведущая деятельность, но и ведущая привязанность. Для дошкольника — это, несомненно, привязанность к взрослому, который рядом. Конечно, в первую очередь это привязанность к маме, к папе (если таковой имеется рядом с ребёнком), к бабушке и пр. Не последнее место в этом ряду ключевых привязанностей занимает воспитатель в группе детского сада. Достаточно просто посчитать то время, которое ребёнок проводит в детском саду (12 часов в день, 5 дней в неделю), чтобы понять важность личности воспитателя в жизни дошкольника. В каждом отдельном случае отношения ребёнок-воспитатель должны состояться. Реализует образовательные программы — воспитатель; при этом воспитатель не только как профессионал, но и как человек, как личность. Хорошо оформить группу, использовать яркий наглядный материал на занятии, организовать детей в процессе какой-либо деятельности — это хорошо, а создать в группе атмосферу доброты, дружелюбия — это педагогическое совершенство. Провести занятие, правильное с методической точки зрения, это замечательно, а создать среду насыщенную ценностями веры, милосердия, уважения и пр. — это виртуозно. Здесь требуется не только красный диплом, и даже не только харизма, но и некая ощутимая мера личностной зрелости педагога. Именно поэтому эта сфера трудноуловима для методических разработок, но и проигнорировать её мы не можем из-за чрезвычайной важности. Взаимоотношения — эта та среда, где ценности действительно передаются. Для самого воспитателя ценностью должны стать не только усвоенные знания, развитые навыки ребёнка, но и построенные взаимоотношения с ребёнком. Мы не видим лёгкого решения этой проблемы и считаем, что необходима уже хотя бы её постановка, введение её в поле внимания, как педагогической общественности, так и отдельного воспитателя, что в свою очередь задаст некий ценностный ориентир для самого педагогического работника.

  • 4. «Пространство» ценностей веры.

Итак, передача духовно-нравственных ценностей ребёнку происходит эффективно в том случае, если а) ценностью для педагога является сам ребёнок; б) это выражается в том, что ценностью для педагога являются взаимоотношения с этим ребёнком; в) педагог лично является носителем тех ценностей, которые стремится передать. Здесь перед нами встаёт задача помочь самим педагогам лучше понять православную веру: хоть немного больше познакомиться с Евангелием, хоть немного больше понять Литургию, хоть немного больше понять Символ веры, заповеди Господни, смысл церковных праздников и пр. Как это сделать? Например, можно организовать некий ликбез прямо на базе детского сада, во время тихого часа, по 20 минут, 2 раза в неделю. Поскольку педагоги — это люди по большей части не только образованные, но и способные к самообразованию, то можно знания о православной культуре осваивать в форме заочного изучения: сегодня нет недостатка в хорошей литературе, одобренной синодальным отделом Патриархии. Такие учебные материалы может порекомендовать Епархиальный образовательный отдел. Священники ближайших к детскому саду храмов всегда будут готовы оказать содействие в организации образовательного процесса для педагогов. Когда в поле внимания самих педагогов входят православные ценности веры в Бога, любви к ближнему, смирения, сострадания, прощения, мужества, трудолюбия, патриотизма, гостеприимства, дружелюбия, когда эти ценности ими осмысляются, серьёзно продумываются, вдумчиво осваиваются, то «невольно», очень естественно, они начинают наполнять смысловое пространство взаимоотношений с детьми в дошкольном образовательном учреждении.


 

 

Духовное развитие


Детский садик "Жемчужинка"
Контактная информация

Адрес: Россия, Самара, ул. Стара-Загора, 202ж

Телефон: 8-917-946-44-82

E-mail: smirnov-yr@yandex.ru